Здоровое питание

Полезные свойства продуктов питания



Хотите получать информацию о новых статьях? Введите адрес электронной почты:


Китайская кулинария: традиции китайской кухни

Дата добавления: 2013-10-08



Китайская кулинария, в том числе и лечебная, также пользуется большой популярностью благодаря разнообразным, вкусным и необычным блюдам. В пищу используется практически все, что рождают земля и море, все, что прыгает, плавает, бегает, летает и ползает.

Китайская кулинария, в том числе и лечебная, также пользуется большой популярностью благодаря разнообразным, вкусным и необычным блюдам. В пищу используется практически все, что рождают земля и море, все, что прыгает, плавает, бегает, летает и ползает. Приготовление блюд и подбор различных сочетаний продуктов - это и искусство и наука в Китае. Специи, пищевые растения добавляют в пищу, чтобы придать блюду определенные вкусовые качества и лечебные свойства. В мясные и рыбные блюда часто добавляют алкоголь - рисовую водку, так как, по представлениям традиционной китайской, что, впрочем, согласуется и с западной, медицины небольшое количество алкоголя повышает секреторную активность желудка, помогая переварить и усвоить достаточно тяжелую пищу.

Традиции китайской кухни своими корнями уходят в глубокую древность. Великий китайский философ Конфуций, обучая своих соотечественников некоторым законам приготовления пищи, указывал, что порция мяса в блюде должна составлять около 1/3 общего количества овощей. Причем в качестве гарнира к мясному блюду необходимо использовать только овощи. Продукты следует нарезать соломкой или небольшими кусочками, причем кусочки мяса, птицы, рыбы должны быть такой же величины и формы, как и овощей для быстрого приготовления блюд - в течение 2-3 минут, что позволяет максимально сохранить их пищевую и биологическую ценность.

Эти правила китайцы выполняют до сих пор. Китайские повара всегда готовили сотни блюд из соевого творога и других полуфабрикатов из сои - продукта, богатого растительным белком. Кстати, зернобобовыми культурами, такими как соя, арахис, горох, фасоль, можно частично заменить мясо, рыбу, концентрированные молочные продукты. А как показывают современные научные исследования, это один из важных элементов профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований толстого кишечника, дисбактериозов. Очень широко используется в китайской кухне свиной и куриный жир, кунжутное, кукурузное и хлопковое масла и почти не используется сливочное и топленое масло, маргарин и сыр, что согласуется с современными западными тенденциями в диетологии.

Мы, к сожалению, практически не используем детально разработанную восточную диетологию, а между тем, рассматривая питание как средство профилактики болезней, китайские врачи рекомендовали не переедать, так как переедание пагубно влияет на кишечник и желудок, тщательно пережевывать пищу и не торопясь проглатывать ее. По современным представлениям, жевание само по себе рефлекторно стимулирует желчеотделение, а это непременное условие благополучного переваривания и усвоения многих пищевых веществ и в первую очередь жиров (читайте Жиры: все о пользе и вреде жиров). Во время еды разрешалось пить воду, но понемногу и теплую, поскольку холодная неблагоприятно влияет на пищеварение, а стакан теплой воды, выпитый утром натощак, очищает почки и толстый кишечник. Есть рекомендовалось молча, медленно, "осознавая" пищу. Мы же в наше стремительное время поступаем наоборот и, спустя час после обеденного перекуса, не только не помним, что мы ели, но и обедали ли вообще. Количество съеденной пищи должно ограничиваться объемом сложенных вместе ладоней (две пригоршни). При этом одна треть желудка наполняется пищей, другая жидкостью, а третья должна оставаться свободной.

Древнекитайский врач Сунь Сы-Мяо в книге "Тысяча золотых рецептов" рекомендовал после еды теплыми руками помассировать живот и не спеша пройти 50-60 шагов. "Канон медицинской науки" - первый труд, посвященный традиционной китайской медицине,- указывал, что питание так же важно при лечении болезней, как и лекарства. Считалось, что определенное соотношение разных продуктов (сейчас мы бы сказали "рациональное сбалансированное питание") позволяет поддерживать равновесие между инь и ян в организме человека и тем самым предупреждать болезни. В качестве факторов, вызывающих заболевания, рассматривались нерегулярное питание и характер пищи. Таким образом, неправильное, нерегулярное питание может привести к развитию болезни, а рациональное питание - это один из важнейших способов нормализации равновесия энергии инь-ян в организме. Причем способ очень мощный, так как пища - фактор, действующий на человека на протяжении всей его жизни и нередко недооцениваемый европейскими врачами. А между тем простейшие на первый взгляд рецепты часто дают не менее выраженный эффект, чем химиопрепараты. Только мы незаслуженно редко обращаемся к этим рецептам. Еще 4 тыс. лет назад китайцы умели делать вино, которое не только добавляли в пищу как приправу, но и использовали в качестве лекарственного средства. Для лечения различных болезней использовались каши с питательными добавками: каша из черной фасоли при отеках, каша из миндаля при кашле, рыбная каша при дизентерии. В нижней части старого китайского иероглифа, означающего "доктор и лечение", имеется значок, изображающий вино. Это говорит о том, что пища и медицина берут свое начало из одного источника: пища - это одновременно и лекарство.

В основе практической медицины Древнего Востока лежат философские концепции у-син и инь-ян. В окружающем мире (макрокосмос) человек, являясь миром в миниатюре (микрокосмос), состоит из первоэлементов, попадающих в организм с пищей, и подчиняется общим законам природы, воздействию пяти "стихий", отличаясь от остального мира только наличием разума. По представлениям древних ученых между всеми пятью первоэлементами существуют неразрывные связи - взаимопомогающие и взаимоугнетающие, которые и определяют состояния их непрерывного движения и изменения (син-движение). В древневосточной философии концепция у-син применялась для классификации как различных явлений природы, так и органов, тканей и эмоций человека. В соответствии с отношениями, установленными в рамках этой концепции, между пятью первоэлементами, которым соответствуют определенные органы, объясняются отношения между физиологией и патологией человеческого организма и между организмом и внешней средой, что составляет основу клинической практики врачей традиционной восточной медицины. В соответствии с этими концепциями в китайской медицине существует несколько классификаций пищевых продуктов. Остановимся подробнее на следующих, имеющих наибольшее практическое значение:

  1. По вкусу. По этой классификации каждому первоэлементу соответствуют продукты определенного вкуса. Так первоэлементу "земля" соответствуют продукты сладкого вкуса (воздействуют на желудок, поджелудочную железу, селезенку), первоэлементу "металл" - острого (влияют на легкие, толстый кишечник), "вода" - соленого (почки, мочевой пузырь), "дерево" - кислого (действуют на печень, желчный пузырь), "огонь" - горького вкуса (сосуды, сердце, перикард).
  2. По тропности (тяге) к каналу. Каждый продукт, растение определенного вкуса максимально воздействует на один или два органа в пределах соответствующего первоэлемента. Этим и определяется его тропность к определенному органу.
  3. По характеру продукты делятся на горячие, дающие ян-энергию организму (горячую, сильную, быструю, концентрирующую), нейтральные и холодные - дающие инь-энергию (холодную, рассеивающую, медленную, успокаивающую).

Статья для сайта RUmed4u.ru подготовлена

Просмотров: 1122

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Советуем почитать по теме «Питание в традиционной восточной медицине»


Лучшие авторы сайта RUmed4u.ru


Комментарии к статье «Китайская кулинария: традиции китайской кухни»:

Есть что сказать? Поделитесь!





Обратная связь

Пожалуйста, включите контактную информацию, если вы хотите получить ответ.

Отправить