Здоровый образ жизни

Профилактика болезней и укрепление иммунитета



Хотите получать информацию о новых статьях? Введите адрес электронной почты:


Корни вегетарианства в религиозных постах

Дата добавления: 2013-09-20


Посты имеются во многих религиях - православии, иудаизме, исламе и др. Полагают, что корни этого обряда появились задолго до возникновения существующих ныне религий, во взаимосвязи с сезонностью и другими причинами нехватки определенных продуктов питания в некоторые периоды. Поэтому наши далекие предки вынуждены были прибегать к коллективному самоограничению в еде, приобретшему впоследствии обрядовое значение, а в дальнейшем - религиозный смысл.

Посты имеются во многих религиях - православии, иудаизме, исламе и др. Полагают, что корни этого обряда появились задолго до возникновения существующих ныне религий, во взаимосвязи с сезонностью и другими причинами нехватки определенных продуктов питания в некоторые периоды. Поэтому наши далекие предки вынуждены были прибегать к коллективному самоограничению в еде, приобретшему впоследствии обрядовое значение, а в дальнейшем - религиозный смысл.

В отличие от других религий, где имеются постоянные четкие пищевые ограничения, в христианстве нет абсолютных запретов потребление отдельных продуктов питания. Пищевые предписания связаны только с постами и имеют временный характер. В период постов не разрешаются определенные продукты, вплоть до голодания в отдельные дни. В подходе христианской религии к питанию прослеживается разумный принцип умеренности с отказом от крайностей: чревоугодия и "небрежения о насыщении плоти".

Пост физический, т.е. отказ от пищи, в соответствии с религиозной литературой, не является самоцелью. Это лишь подспорье к духовному совершенствованию, отказу от злобы, зависти, похоти и т.п. Поэтому Церковь не возражает против смягчения пищевых предписаний поста для людей больных, или занятых тяжелым физическим трудом, или находящихся вне дома, в пути, а так детей, беременных и кормящих, указывая при этом, что "болезнь выше поста физического, но духовный пост распространяется и на больных".

С медицинской точки зрения питание во время постов может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на организм. Это, как было указано выше, определяется возрастом, стоянием здоровья, характером труда и т.п. Посты, в особенности строгие, а также переход к нормальному питанию после постов при неграмотном их соблюдении, могут приводить к серьезным осложнениям состояния здоровья, вплоть до возникновения тяжелых заболеваний.

Одним из самых частых нарушений является резкий переход после окончания поста от постной, вегетарианской пищи к обильному приему жирной, животной, часто жареной пищи, что может вызвать такие заболевания, как острый панкреатит, холецистит, желчнокаменную болезнь, гастрит. Поэтому переходить на обычное питание после поста надо постепенно, вводя по одному животному продукту в каждый прием пищи. Причем в небольшом количестве и в диетическом (отварном, паровом) виде.

После строжайшего (одно-двухдневного) поста, например на 1-й неделе Великого поста, не следует 1-2 дня употреблять подсоленную пищу (овощи вообще лучше не солить, а по возможности и хлеб готовить самим без соли или пользоваться диетическими сортами бессолевого хлеба). Также первые 2 дня после голодания желательно не использовать и масло растительное, главное - не переедать. Вообще, как во время поста, так и сразу после него не надо злоупотреблять соленой пищей - рыбой и рыбопродуктами, консервированными овощами и т.д.

Как указывают Б. Смолянский и Л. Белова, православные посты по степени строгости можно разделить на 5 категорий:

  1. Строжайший пост - запрещена любая пища, допустима только вода, что соответствует медицинскому понятию о полном голодании.
  2. Пост с "сухоядением" - разрешена невареная растительная пища. В медицине это близко к понятию о строгом вегетарианском питании в форме сыроедения, но не равнозначно последнему, так как в дни этого поста едят и хлеб.
  3. Пост с "ядением сварения" - разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без постного (растительного) масла, что почти полностью соответствует строгому вегетарианству.

Пост с "ядением сварения с елеем" - разрешено то же, I в предыдущем, плюс растительное масло в натуральном виде I приготовления растительных блюд. Полностью соответствует ному строгому вегетарианству.

Пост с "ядением рыбы" - когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой, рыбопродуктами и постым маслом.

Все указанные виды пищевых предписаний часто присутствуют в одном посту. Напомним, когда и как надо питаться, а заодно предостережем от возможных типичных ошибок.

Посты в течение года занимают около 200 дней. Причем большую часть из этого периода занимают однодневные посты по средам-пятницам, когда не допускается мясная, молочная и яичная пища. Кроме того, в период от недели Всех святых (следует за праздником Троицы) до Рождества Христова надо воздерживаться также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешено растительное масло, а в самые большие праздники рыба и рыбопродукты.Посты в течение года занимают около 200 дней. Причем большую часть из этого периода занимают однодневные посты по средам-пятницам, когда не допускается мясная, молочная и яичная пища. Кроме того, в период от недели Всех святых (следует за праздником Троицы) до Рождества Христова надо воздерживаться также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешено растительное масло, а в самые большие праздники рыба и рыбопродукты.

Кроме того, во время сплошных седмиц (недель) пост в среду и пятницу не соблюдается: в Пасхальную (Светлую) неделю; в двухдневные святки - от Рождества Христова до Крещения Господня; в Троицкую неделю - от праздника Святой Троицы до начала Петрова поста; в мясоед - за 2 недели до Великого Поста; масленицу - за неделю до Великого Поста (запрещено только мясо, яйца и молоко едят даже в среду и пятницу).

Есть также еще несколько однодневных постов, которые соблюдаются независимо от того, на какой день они попадают: 1) в сочельник перед Рождеством Христовым - 6 января, строгий пост (есть можно только с появлением первой звезды, т.е. вечером); 2) в сочельник перед Крещением Господним - 19 января, с "ядением сварения"; 3) в день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября; 4) в день Воздвижения Креста Господня - 27 сентября. В два последних поста разрешено "ядение ния с елеем".

Кроме однодневных имеются 4 многодневных поста: Великий, Святых апостолов (Петров), Успенский и Рождественский. Два последних поста фиксированы по датам, Великий пост - по длительности (7 недель), а Петров пост может быть от 8 дней до б недель, но заканчивается всегда 12 июля.

Итак, начнем с Великого поста, который является самым строгим по пищевым предписаниям и самым длинным - 7 недель Пасхой. А так как дата начала Пасхи всегда меняется, то в начало Великого поста всегда в разное время. Наиболее строгие предписания по пощению в этот период отражены в великопостном уставе XIV в., которого в то время придерживались и монахи и миряне. Этот устав предписывал употреблять растительное масло только по субботам и воскресеньям, а также в дни наиболее почитаемых святых. Включение в питание рыбы и рыбных продуктов разрешалось только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Полное воздержание от пищи (строжайший пост) требовался для трех дней Великого поста: в понедельник и вторник первой недели и в Великую пятницу на Страстной (последней) неделе. В остальные дни первой недели до пятницы включительно, а также с понедельника до пятницы на второй - шестой неделях полагалось есть хлеб и овощи, в том числе вареные овощи, один раз в день - вечером. Так же постились и в первые 4 дня Страстной недели и в Великую субботу (только без овощей). По субботам и воскресеньям была дозволена вареная растительная пища с растительным маслом, а также вино. Последнее разрешено и в те дни, на которые падают торжественные воспоминания.

Позднее правила для мирян стали менее строгими: рыбу нельзя есть только на первой, четвертой и седьмой неделях. В некоторых случаях, по согласованию с духовным руководителем, безусловный запрет распространяется только на скоромную пищу.

Пост Святых апостолов (Петров пост) начинается через неделю после Святой Троицы (или через 57 дней после Пасхи) и продолжается до праздника Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля. В этот пост в понедельник, среду и пятницу не следует употреблять рыбу и постное масло. Если праздник после поста приходится на среду или пятницу, то начало употребления скоромной пищи переносится на следующий день, а в этот день можно есть рыбу.

Успенский пост длится две недели - с 14 по 27 августа: питание - аналогично Великому посту. Рыба разрешается только в праздник Преображения Господня - 19 августа. При совпадении праздника Успения (кончины) Божьей Матери (28 августа) со средой или пятницей в этот день разрешается есть рыбу, а разговление переносится на следующий день.

Рождественский (Филиппов) пост - 40 дней (с 28 ноября по 6 января). Питание такое же, как и в Петров пост. После праздника Святителя Николая (19 декабря) рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Рождественский пост не считается строгим, за исключением последних пяти дней со 2 по 6 января. В эти дни едят один раз, вечером, самую простую пищу из растительных продуктов. Еще более строгий пост (голодание) обязателен накануне Рождества до первой звезды, сразу после этого разрешается сочиво - сухие зерна пшеницы, смоченные водой или с медом (см. лечение медом). В дальнейшем же, учитывая особо строгие ограничения в пище в течение нескольких последних дней, не следует резко набрасываться на все, что было запрещено в период поста. Особенно осторожно следует вводить в рацион жирное мясо, колбасы, так как печень и поджелудочная железа отвыкли от тяжелого животного жира и для них такие продукты явятся чрезмерной нагрузкой, что может привести к холециститу, панкреатиту и другим неприятностям.

Как написано в статьях для религиозно-нравственного чтения, собранных епископом Иустином (1901), "к посту надо приготовлять себя постепенно; разом сделаться постником нельзя... Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны - без толку злятся на всех и все, или же пост делается для них невыносимым, и они бросают его... Каждый обрати полное внимание на свой желудок и определи - сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу уменьшай количество употребляемой тобою пищи и доведи его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу... Время употребления пищи во время поста полагается не ранее полудня...".

В этом же сборнике отмечается, что "кроме нравственных целей... при распределении постных дней и времен, Святая Церковь расположила свои посты так, чтобы они служили для нас врачевством: после продолжительного употребления скоромной пищи дает пост, чтобы очистить и восстановить деятельность желудка; и, сделав это, опять разрешает скоромную пищу".

Как указывают Б. Смолянский и Л. Белова,"строго вегетарианское питание рекомендуется во время постов в православии в течение недель или отдельных дней недели... Кроме того, в отдельные дни постов допустимо употребление рыбы", пищевая ценность которой высока. В остальные дни скоромная пища не возбраняется. "Поэтому можно утверждать, что строго вегетарианское питание во время постов не может нанести ущерб здоровью большинства людей. В какой-то мере на это указывает и многовековой опыт соблюдения постов миллионами православных христиан. Более того, для некоторых групп населения и при ряде заболеваний периодическое строгое вегетарианство является безусловно полезным".

Еще одним важным в медицинском аспекте моментом постов является как можно большее разнообразие используемых продуктов питания, в особенности таких, как бобовые, орехи, пророщенные зерновые, отруби и т.п. В соответствующих разделах этой книги было приведено довольно много блюд, которые можно использовать для постного питания, в том числе и из дикорастущих.

Читайте Питание во время поста: рецепты салатов и Питание во время поста: рецепты супов

Статья для сайта RUmed4u.ru подготовлена

Просмотров: 1071

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Советуем почитать по теме «Вегетарианство»


Лучшие авторы сайта RUmed4u.ru



Комментарии к статье «Корни вегетарианства в религиозных постах»:

Есть что сказать? Поделитесь!





Обратная связь

Пожалуйста, включите контактную информацию, если вы хотите получить ответ.

Отправить