Психология на каждый день

Психологическая помощь



Хотите получать информацию о новых статьях? Введите адрес электронной почты:





Как читать человека

Дата добавления: 2013-09-18

Взаимная открытость является необходимым условием развития отношений на начальных этапах. Когда отношения укрепились, ответная откровенность не обязательно должна следовать немедленно за самораскрытием партнера. Но если оно не наступает на длительном отрезке времени, то отношения ухудшаются.

Взаимная открытость является необходимым условием развития отношений на начальных этапах. Когда отношения укрепились, ответная откровенность не обязательно должна следовать немедленно за самораскрытием партнера. Но если оно не наступает на длительном отрезке времени, то отношения ухудшаются.В исследовании К.Левина и М.Кнаппа было показано, что если люди длительное время не ощущают взаимности в самораскрытии со стороны друг друга по мере углубления эмоциональных отношений, то их отношения никогда не достигнут стадии интеграции. Люди, находящиеся в длительных интимных отношениях (например, супруги), более избирательны в темах ответного самораскрытия в адрес своего партнера, чем по отношению к малознакомым людям. Видимо, это связано с большими последствиями для близких людей взаимного самораскрытия.

Л.Б.Филонов проанализировал стадии развития межличностных отношений, выделил функциональное назначение каждой стадии и изменение личностных состояний партнеров по общению.

  • 1стадия. Накопление согласия. У партнеров складывается представление о желательности и возможности выстраивания отношений. Обе стороны стремятся к согласию в оценках.
  • 2 стадия. Поиск общих интересов. Партнеры ищут поле общих интересов. Темы общения нейтральны: хобби, спорт, политика.
  • 3 стадия. Принятие личностных качеств партнера и принципов общения, которые он предлагает. Самораскрытие на уровне личностных особенностей, привычек, принципов.
  • 4 стадия. Выяснение качеств, опасных для общения. Более глубокое зондирование партнера. Вызов на откровенность в сфере недостатков. Попытки самораскрытия в области негативных собственных качеств, иногда в завуалированной форме.
  • 5 стадия. Адаптация партнеров друг к другу. Принятие личностных особенностей друг друга. Углубление взаимной откровенности на основе большего взаимного доверия.
  • 6 стадия. Достижение совместимости в паре. Распределение ролей, формирование системы отношений. Формирование чувства «мы». Выявление образа мыслей и образа жизни партнера. Самораскрытие на уровне смыслов и жизненных планов.

Как видно из краткой характеристики стадий развития отношений, самораскрытие выступает, с одной стороны, средством развития отношений, а с другой стороны, их результатом. Оно движется от нейтрального и поверхностного к интимному и углубленному.

Существует много доказательств того, что от поведения реципиента в очень большой степени зависит процесс самораскрытия и удовлетворенность результатом самораскрытия. В современной психолингвистике признается активная роль слушателя. Адресат (мишень самораскрытия) является полноправным участником коммуникативного акта на всем его протяжении. Если же иметь в виду диалоговую модель общения, которая наиболее характерна для ситуации самораскрытия между близкими людьми, то в ней происходит постоянная смена позиций коммуникатора и реципиента.

Одной из важных проблем психологии личности и социальной психологии является изучение особенностей личности реципиента, способствующих более полному и легкому самораскрытию коммуникатора. Есть целый ряд профессий (журналисты, врачи, юристы, психологи), для которых способность вызывать других людей на откровенность является профессионально важным качеством.

Эффективность любого вида психотерапии строится на доверии клиента психотерапевту и готовности давать о себе интимную информацию. Зарубежные исследователи называют людей, умеющих вызывать собеседника на откровенность, "opener", что дословно переводится с английского языка как "открыватель". Л.Миллер, Дж.Берг и Р.Арчер в 1983 году разработали опросник, состоящий из 10 пунктов, направленный на диагностику этой способности. В нем испытуемому предлагают оценить, насколько он склонен выслушивать чужие признания, и может ли он усилить чужую откровенность. Большинство зарубежных исследований, связанных с проблемой вызывания на откровенность, основывается на применении этой методики.

С.Р.Колвин и Д.Лонгуэйл исследовали личностные и поведенческие особенности людей, способных вызывать самораскрытие партнера по общению. Ими было выявлено, что женщины оценивают свою способность вызывать чужое самораскрытие выше, чем мужчины. Дополнительный опрос испытуемых позволил обнаружить, что при заполнении этой методики они придерживаются разных стратегий. Женщины, отвечая на вопросы, представляли себе, как правило, свой прошлый опыт общения с незнакомыми людьми, а мужчины – свой прошлый опыт общения с друзьями и родственниками. Кроме того, оказалось, что и мотивация вызывания на откровенность партнера у них различалась: женщины это делали для того, чтобы инициировать новое знакомство, а мужчины – для того, чтобы определить возможности партнера в оказании помощи им самим. Это подтверждает данные о большем эгоцентризме и прагматической ориентации в общении мужчин по сравнению с женщинами.

Взаимная открытость является необходимым условием развития отношений на начальных этапах. Когда отношения укрепились, ответная откровенность не обязательно должна следовать немедленно за самораскрытием партнера. Но если оно не наступает на длительном отрезке времени, то отношения ухудшаются.

В исследовании Д.Шаффер и Л.Пегалис изучалось, как влияет на успешность интервьюера способность опрашиваемого вызывать партнера на откровенность. С этой целью было образовано 72 пары из незнакомых между собой девушек-студенток с крайними значениями по способности вызывать партнера на откровенность. Обнаружилось, что интервьюеры с высокой способностью были более умелыми только в том случае, когда брали интервью у девушек с низкими способностями. Наоборот, девушки с низкими значениями по опроснику Миллера лучше проявляли себя, когда интервьюировали высоко способных девушек. Авторы считают, что в последнем случае опрашиваемые с высокими социальными умениями оказывали положительное влияние на неумелых интервьюеров. Они снимали у них напряжение, что приводило к лучшей ситуации общения, что в конечном итоге способствовало большему самораскрытию опрашиваемых. Таким образом, можно сделать вывод о том, что самораскрытие зависит от многих факторов, связанных с личностями субъектов коммуникации и отношениями, в которых они находятся в данный момент.

Стратегии и тактики самопредъявления

В зарубежной психологии одной из центральных проблем изучения самопредъявления является вопрос о стратегиях и тактиках самопредъявления. Интерес к этой проблеме обусловлен его большой практической значимостью, поскольку каждый человек, с одной стороны, хочет умело владеть этими стратегиями, а с другой стороны, стремится видеть и опознавать их в поведении своих партнеров по общению. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о влиянии многих социальнопсихологических и личностных характеристик субъекта самопредъявления и его партнера, а также обстоятельств их взаимодействия на реализацию разных стратегий и тактик презентации своего образа.

Стратегия самопредъявления является совокупностью поведенческих актов личности, разделённых во времени и пространстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих.

Тактика самопредъявления – это определённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия.

Стратегия самопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным явлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации.

Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 году создали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими. По их мнению, самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях.

  1. Стремление понравиться - инграциация. Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социальноодобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.
  2. Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.
  3. Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель казаться морально безупречным.
  4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель казаться опасным.
  5. Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель казаться слабым.

По зарубежным данным наиболее распространенными являются первые три стратегии самопредъявления, поскольку они соответствуют социальноодобряемому поведению.

Р.Баумайстер выделяет две стратегии самопрезентации, различающихся по способам, которыми они достигаются, и по наградам, которых они достигают: "ублажающая стратегия" – направлена на то, чтобы выставить себя в выгодном свете, управляется внешними критериями (подстройка под аудиторию) и достигает внешней награды – одобрения; "самоконструирующая" – критерии и награды внутри самого человека, человек поддерживает и укрепляет свое "идеальное Я", которое и производит впечатление на окружающих.

Д.Тедески и Линдсколд выделяют утверждающий и оборонительный вид стратегий:

  • утверждающая стратегия предполагает поведение, направленное на создание позитивной идентичности в глазах окружающих;
  • оборонительная стратегия направлена на восстановление позитивной идентичности и устранение негативного образа.

Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных усилий создать позитивное впечатление. Оборонительные стратегии включают в себя оправдание, запугивание, мольбу и другие формы социально неодобряемого поведения.

Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществлена А.Шутц, которая на основе обобщения большого количества литературы, посвященной данной проблеме, выделила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации.

В качестве таких критериев она предложила рассматривать установку на создание позитивного образа или избегание плохого образа, степень активности субъекта в создании образа и степень проявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации. На основе сочетания этих критериев она выделяет четыре группы стратегий самопредъявления.

  1. Позитивное самопредъявление. Девиз "Я хороший". Этот вид самопредъявления содержит активные но не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этой группе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служение примером. Основные тактики следующие:
    • Греться в лучах чужой славы. Она была впервые описана Р.Чалдини, который занимался изучением психологии влияния. Она основана на ассоциировании себя с известными и уважаемыми людьми.
    • Ассоциирование себя с важными и позитивными событиями (например, человек характеризует себя как участника сражения или стройки).
    • Усиление значимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться.
    • Демонстрация влиятельности. Человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствий от своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.
    • Демонстрация идентификации с аудиторией. Человек демонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.
  2. Наступательное самопредъявление. Основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ создания желаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесь применяются следующие тактики:
    • Подрыв оппозиции. Сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.
    • Критическая установка в оценке любых явлений действительности. Она создает иллюзию компетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.
    • Критика в адрес тех, кто критикует его. Это создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих. Например, политики часто обвиняют журналистов в том, что их подкупили.
    • Изменение темы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.
  3. Предохранительное самопредъявление. Ставит перед собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с другими людьми.
    • Избегание публичного внимания;
    • Минимальное самораскрытие.
    • Осмотрительное самоописание. Человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство.
    • Минимизация социального взаимодействия.
  4. Оборонительное самопредъявление. Субъект ведет себя активно в создании образа, но имеет установку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чем оно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторону позитивного.

    Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания.

    • Отрицание события. Человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют.
    • Изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки. Человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.
    • Диссоциация. Человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремится отмежеваться от него.
    • Оправдание. Человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументы в свою пользу.
    • Извинения. Человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.
    • Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.

Эти тактики могут разворачиваться последовательно по мере того, как обвиняющая сторона получает дополнительную информацию о негативном событии, но могут использоваться и отдельно.

Эта классификация тоже не охватывает весь спектр стратегий и тактик самопредъявления.

В работах М.Селигмана была описана тактика выученной беспомощности, которая состоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся от него действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут. Эта тактика реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потому что другие стратегии, выделенные Э.Джонсом и Т.Питманом, основаны на демонстрации превосходства над партнером. Если человек на самом деле был способен самостоятельно справиться с проблемой, то это поведение можно отнести к разряду манипулятивных тактик.

Психологически близкой к ней является тактика создания искусственных препятствий самим человеком на пути к достижению цели, которая изучалась С.Стивеном и Э.Джонсоном. Человек защищает свою самооценку и свой общественный имидж, объясняя неудачи внешними обстоятельствами или ситуативными факторами (недомоганием, дефицитом времени на подготовку, преимуществами конкурента и пр.). Тактика восхваления соперника является беспроигрышной, поскольку в случае его победы человек доказывает окружающим, что у него был сильный и достойный противник. Если же побеждает сам человек, то его победа вдвойне почетна. Тактика ложной скромности тоже значительно повышает позитивность образа человека, особенно в тех культурах, в которых ценится самоограничение (например, в Японии, Китае, России). Но эта же тактика в США принесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято, открыто заявлять о своих успехах и способностях.

М.Лири с соавторами выделяют такую тактику, как красование. В английском языке она получила название "адонизация" по имени мифологического героя Адониса, который был влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне привлекательным. Реализации этой тактики достаточно сложна, поскольку критерии привлекательности у разных людей различны, поэтому субъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы аудитории, на которую рассчитано оформление его внешности.

В заключение необходимо отметить, что человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей.

Статья для сайта RUmed4u.ru подготовлена admin

Просмотров: 1607

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Советуем почитать по теме «Психология отношений»


Лучшие авторы сайта RUmed4u.ru



Комментарии к статье «Как читать человека»:

Есть что сказать? Поделитесь!




Обратная связь

Пожалуйста, включите контактную информацию, если вы хотите получить ответ.

Отправить