Психология на каждый день

Психологическая помощь



Хотите получать информацию о новых статьях? Введите адрес электронной почты:





Определи свой психотип

Дата добавления: 2013-09-21

Согласно теории Юнга, мы рождаемся с предпочтенностью к определённым свойствам личности. В типологии есть четыре пары альтернативных предпочтений. Вы - или экстраверт или интроверт, и так далее для иных пар.

Экстраверт (Extraverted) Интроверт (Introverted)
Сенсорик (Sensing) Интуит (Intuitive)
Логик (Thinking) Этик (Feeling)
Рационал (Judging) Иррационал (Perceiving)

Примечание: Здесь и далее для удобства используются обозначения, общепринятые в российской школе соционики - науки о типах личности, основанной на теориях Юнга и разработанной литовским учёным Аушрой Аугустинавичюте в 1980‑х годах независимо от американских коллег. Дословный перевод двух последних пар предпочтений несколько иной: Thinking (логик) означает "думающий", Feeling (этик) - "чувствующий", Judging (рационал) - "решающий", Perceiving (иррационал) - "воспринимающий".

Юнг утверждал, что эти склонности отражают и генетическую предпочтенность, и ваши самые ранние детские впечатления. С течением жизни ваше окружение неоспоримо влияет на формирование вашей личности.

Возьмём, к примеру, тенденцию к экстраверсии. Если вы предпочтены к экстраверсии, то вы станете экстравертом (если только обстановка, окружающая вас в детстве, не окажется исключительно враждебной к экстравертной модели поведения), но вам все‑таки следует рассматривать это свойство в контексте обстоятельств вашей жизни. Наличие старших и младших братьев и сестёр, поведение других членов семьи и иные особенности вашего окружения - все это часть жизненных условий, влияющих на этот контекст. Например, если вы экстраверт, но выросли в семье интровертов - вы, вероятно, не тот человек, каким могли бы стать в семье экстравертов, где работало правило "выживает тот, кто громче кричит". Вы все равно были бы экстравертом, но - другим.

Вы растёте и развиваетесь, и ваша экстраверсия тоже растёт и совершенствуется. Идут годы, она проявляется в самых разных формах; может показаться, что вы совсем не тот, каким были десять лет назад. И хотя вы по‑прежнему остаётесь экстравертом, сила или качество этого свойства может придать ему разные "оттенки" на разных этапах жизни.

Помните, что речь идёт о предпочтениях . Для сравнения: возьмём левшей и правшей. Если вы правша, это не означает, что вы вообще ничего не делаете левой рукой. Вы просто предпочитаете действовать правой. Ваше предпочтение может быть сильным - и тогда вы относительно мало пользуетесь левой рукой; а может быть слабым или вовсе отсутствовать, и тогда вы владеете обеими руками почти одинаково. То же касается и типологических предпочтений. Вы можете явно предпочитать одну из характеристик, а другую использовать лишь иногда. В дальнейшем, когда мы исследуем все предпочтения и опишем каждую их пару, вы можете вдруг обнаружить, что вам подходят обе альтернативы в какой‑то из пар. Как бы то ни было, в каждой паре есть та, которую вы предпочитаете - на которую полагаетесь и к которой искренне тяготеете.

Согласно теории Юнга, наши предпочтения формируются очень рано и в течение жизни больше не меняются. И чем больше мы применяем предпочитаемый инструмент в жизни - намеренно или случайно,- тем больше мы полагаемся на него, тем сильнее и увереннее себя чувствуем. Это не означает, что мы никогда не сможем воспользоваться альтернативным инструментом. Наоборот, чем взрослее и опытнее мы становимся, тем больше глубины и разнообразия привносят в нашу жизнь эти альтернативы. Но они никогда не заменят нам наши истинные предпочтения. Так, экстраверт никогда не станет интровертом, и наоборот. (Вернёмся к нашей аналогии: правши не становятся левшами, и наоборот. Чем дольше они живут, тем более эффективно они используют другую руку. Но сколько бы лет ни прожил правша, он никогда не станет левшой.)

Вот ещё один способ понять суть типоведения: сравним развитие типа личности с домом. Ваш тип подобен фундаменту здания: на протяжении жизни он почти не подвергается изменениям. Другие части дома, в особенности его фасад, на который так часто смотрят люди, можно сравнить с вашим поведением, внешними проявлениями вашего типа. Со временем дом заметно изменяется - появляется новая комната, новый слой краски, новые цветы в саду, новая мебель и т. д. Теперь дом явственно отличается от того, каким его построили, но фундамент остаётся нетронутым. То же происходит с человеческой личностью и поведением. С годами мы меняемся и можем показаться человеку, который не видел нас много лет, совсем не такими, как прежде. Но, подобно фундаменту дома, наша личность остаётся почти неизменной; изменения касаются в основном только поведения.

Это не исключает возможности настоящих, глубинных перемен, роста и развития и не значит, что все мы безнадёжно неизменны. Но это безусловно значит, что основы личности человека изменяются очень медленно. Любое изменение личности - это нелёгкий труд. Работа над собой и своим развитием займёт у вас столько времени и сил, что даже и думать будет некогда об определении типов других людей. И в этой книге мы намерены направить ваши силы в первую очередь на вас самих - ведь это то самое поле, где с помощью типоведения вы можете сделать каждый свой шаг наиболее эффективным.

Какой тип личности у Вас?

Индикатор типов Майерс‑Бриггс - это превосходный психологический инструмент, который могут применять только опытные профессионалы. Десятилетиями проводились исследования, доказавшие, что ИТМБ - наиболее надёжный и точный способ определить ваши предпочтения.

Для начала вкратце опишем предпочтения, чтобы вы научились толковать ваше поведение в рамках типологической модели. Подсчитайте число утверждений, с которыми вы согласны, в каждом разделе, и ваши предпочтения начнут постепенно проясняться.

Когда вы начнёте читать нижеследующие утверждения, вы увидите, что с некоторыми из них вы полностью согласны, с некоторыми частично, а с некоторыми не согласны вовсе. Кроме того, может оказаться, что вы полностью согласны с некоторыми утверждениями, которые касаются, скажем, экстравертов, и с некоторыми, которые касаются интровертов; скорее всего, так же будет и с другими тремя парами предпочтений. Это вполне нормально. Не забывайте, мы говорим о предпочтениях . В каждом из нас есть немного экстраверсии и немного интроверсии (равно как и любой из оставшихся шести характеристик). Типоведение лишь определяет, какую из альтернатив вы предпочитаете использовать.

Рассмотрим четыре пары альтернативных предпочтений.

  1. Экстраверсия и интроверсия
  2. Сенсорика и интуиция
  3. Логика и этика
  4. Рациональность и иррациональность

Для начала выясним, как человек взаимодействует с миром, как предпочитает получать энергию: как экстраверт (E) или как интроверт (I).

Если вы экстраверт ( E ), вы, вероятно:

сначала говорите, а потом думаете; узнаете, что вы хотели сказать, только когда слышите эти слова из своих уст; порою вы ругаете себя за неумение держать язык за зубами;  знаете множество людей и многих из них считаете своими близкими друзьями; вам нравится жить и действовать в окружении множества людей

  • сначала говорите, а потом думаете; узнаете, что вы хотели сказать, только когда слышите эти слова из своих уст; порою вы ругаете себя за неумение держать язык за зубами;
  • знаете множество людей и многих из них считаете своими близкими друзьями; вам нравится жить и действовать в окружении множества людей;
  • можете читать или разговаривать, когда в комнате включён телевизор или радио; в действительности вы можете вовсе не замечать этого "отвлекающего" фактора;
  • легко знакомитесь и заводите разговор, вы одинаково открыты с приятелями и незнакомцами, хотя иногда несколько подавляете собеседника;
  • воспринимаете телефонные звонки как желанную передышку; вы без колебаний хватаете телефонную трубку, как только вам захочется кому‑то что‑то сказать;
  • любите вечеринки, предпочитаете разговаривать со многими людьми, чем их больше - тем лучше; вы заводите разговор не только со знакомыми и можете рассказать что‑то довольно‑таки личное о себе незнакомцу, внушившему доверие;
  • предпочитаете генерировать идеи в группе, а не самостоятельно; вас сильно утомляют долгие размышления, которыми вы не можете поделиться с другими;
  • считаете, что слушать тяжелее, чем говорить; вам не нравится быть лишённым внимания, вам скучен разговор, если вы не можете принимать в нем активного участия;
  • "смотрите" языком, а не глазами: "Я потерял очки. Кто-нибудь видел мои очки? Кто знает, где мои очки?" - а когда вы отвлекаетесь на что‑то, вы вслух восстанавливаете свой ход мысли: "Так о чем бишь я говорила? По‑моему, это было связано со вчерашним ужином. Ах, да, я вспоминала, что сказала Гарриет";
  • нуждаетесь в том, чтобы друзья и партнёры поддерживали вашу уверенность в себе, своей внешности и во всем остальном; вам может казаться, что вы хорошо работаете, но пока кто‑то другой не скажет вам об этом, вы не будете в этом по‑настоящему уверены.

Если вы интроверт (I), вы, вероятно:

обдумываете мысль, прежде чем её высказать, и хотели бы, чтобы другие поступали так же; вы часто говорите:

  • обдумываете мысль, прежде чем её высказать, и хотели бы, чтобы другие поступали так же; вы часто говорите: "Мне нужно об этом подумать" или "Я скажу вам позже";
  • получаете удовольствие от тишины и спокойствия, когда вы одни; вы считаете, что окружающий мир слишком часто вторгается в ваше личное пространство, и, чтобы приспособиться к этому, развиваете в себе умение сосредотачиваться, блокируя шум телевизора, детских игр или чужого разговора;
  • считаетесь "прекрасным слушателем", но чувствуете, что окружающие вами пользуются;
  • хотя бы несколько раз слышали, как другие называют вас "робким"; согласны вы с этим или нет, другим вы можете казаться замкнутым и задумчивым;
  • любите отмечать праздники и памятные даты наедине с одним близким человеком или в узком кругу хороших друзей;
  • хотели бы научиться более уверенно высказывать свои мысли; вас возмущает, когда кто‑то опережает вас и говорит то, что вы как раз собирались сказать;
  • предпочитаете, чтобы вас не перебивали, когда вы высказываете свои мысли и чувства, и обеспечиваете такую возможность другим в надежде, что они ответят вам тем же, когда придёт ваш черёд говорить;
  • испытываете потребность "подзарядиться" в одиночестве после того, как проведёте какое‑то время среди людей; чем более интенсивным было общение, тем больше вероятность, что вы почувствуете себя утомлённым после встречи;
  • помните, как в детстве родители говорили вам: "Иди погуляй с друзьями, не сиди дома"; наверное, ваши родители беспокоились о вас, потому что вам нравилось быть в одиночестве;
  • считаете, что "слово - серебро, молчание - золото"; вы подозрительно относитесь к комплиментам, раздражаетесь, когда люди повторяют уже сказанное кем‑то. Вам на ум может прийти выражение "изобретать велосипед", когда вы слышите чужую болтовню.

Повторяем: не забывайте, что это - предпочтения. Скорее всего, вы согласились с некоторыми пунктами каждой из альтернатив. Это вполне ожидаемый результат. К тому же помните, что все относительно. Кто‑то согласен с каждым пунктом из описания экстраверсии и не согласен ни с одним пунктом из описания интроверсии. Вероятно, это ярко выраженный экстраверт. Кто‑то согласен с половиной пунктов из описания экстраверсии и половиной - из описания интроверсии; его предпочтение не так ярко выражено, хотя оно, скорее всего, существует. Нет ничего необычного в том, что ваше предпочтение ярко выражено или, наоборот, почти не заметно, или же в том, что у вас можно обнаружить два ярко выраженных, но противоречивых предпочтения. На самом деле это вполне естественно.

Мы повторяем и будем повторять, что не может быть правильных и неправильных ответов. Как мы уже говорили, очарование типоведения в том, что здесь нет хороших и плохих типов личности - они просто разные.

Теперь рассмотрим два разных способа восприятия информации: сенсорный (S) и интуитивный (N).

Если вы - сенсорик (S), вы, вероятно:

предпочитаете конкретные ответы на конкретные вопросы; вы недовольны, когда на вопрос

  • предпочитаете конкретные ответы на конкретные вопросы; вы недовольны, когда на вопрос "который час?" вам отвечают не "три сорок пять", а "около четырех" или "пора выходить".
  • любите сосредоточиться на том, что вы делаете в данный момент, и обычно не задумываетесь, что будет дальше; более того, вы предпочитаете делать что‑либо, а не думать об этом;
  • получаете наибольшее удовлетворение от работы, дающей ощутимый результат; даже если вы терпеть не можете домашнее хозяйство, вы скорее займётесь уборкой своего рабочего кабинета, чем будете размышлять о перспективах своей карьеры;
  • считаете, что "незачем чинить, пока не сломалось"; вы не понимаете, почему некоторые стремятся улучшить буквально все вокруг;
  • предпочитаете работать с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями; вам нравится, когда информация излагается последовательно, а не хаотично;
  • считаете воображение ругательным словом; вас удивляют люди, которые проводят много времени в мечтах и фантазиях;
  • читаете журналы от начала и до конца; вы не понимаете, почему некоторые сразу открывают их посередине, выбирая, что им больше нравится;
  • расстраиваетесь, когда вам не дают чётких инструкций или говорят: "Вот общий план, а подробности обсудим позже"; или ещё того хуже - когда вам кажется, что вы получили чёткие инструкции, а другие воспринимают их как приблизительные рекомендации;
  • используете слова в их буквальном смысле; чужие слова вы тоже воспринимаете буквально и подчас спрашиваете (или спрашивают вас): "Ты серьёзно или пошутил?"
  • скорее рассматриваете отдельные деревья, а не лес целиком; вы с радостью погружаетесь в свою собственную работу, и вас не слишком заботит то, как она вписывается в общий проект;
  • подпишетесь под утверждением "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"; даже если вам говорят, что "поезд уже здесь", вы знаете - на самом‑то деле он будет "здесь" только тогда, когда вы сможете в него сесть.

Если вы интуит (N), вы, вероятно:

вам часто приходят несколько мыслей одновременно; друзья и коллеги нередко обвиняют вас в рассеянности;  интересуетесь будущим и перспективами, не испытывая перед ними страха; вы стремитесь вперёд, считая настоящее не слишком увлекательным;  уверены, что

  • вам часто приходят несколько мыслей одновременно; друзья и коллеги нередко обвиняют вас в рассеянности;
  • интересуетесь будущим и перспективами, не испытывая перед ними страха; вы стремитесь вперёд, считая настоящее не слишком увлекательным;
  • уверены, что "скучные подробности" совершенно излишни;
  • считаете, что время относительно; неважно, сколько времени показывают часы - вы решите, что опоздали, только если встреча/ужин/вечеринка начнётся без вас;
  • любите исследовать природу вещей ради собственного удовольствия, без всякой практической пользы;
  • склонны к каламбурам и игре слов (вероятно, вы даже занимаетесь этим сразу после пробуждения);
  • стремитесь отыскать глубинную суть и логическую структуру вещей, вместо того чтобы принимать их буквально; вы всегда задаётесь вопросом: "Что это значит ?";
  • на большинство вопросов даёте общие ответы; вы не понимаете, почему многие не могут следовать вашим указаниям, вас раздражает, когда люди требуют от вас конкретики;
  • предпочтёте пофантазировать, на что вы потратите вашу следующую зарплату, вместо того чтобы сесть и подсчитать реальный баланс вашего счета.

Скорее всего, вы и тут обнаружите в себе частичную склонность к обеим альтернативам. Каждый человек обладает и сенсорными характеристиками, и интуитивными. Кроме того, вполне естественно, что один и тот же человек может по‑разному воспринимать информацию в разных ситуациях. К примеру, даже самому интуитивному интуиту приходится иметь дело с объективными, жёсткими фактами и цифрами, когда наступает пора уплаты налогов.

Читая эти описания и пытаясь определить свои предпочтения, вы, вероятно, начнёте замечать, что одни из них более заметны, чем другие. Это тоже естественно. К примеру, вы можете быть ярко выраженным экстравертом (E), слабо выраженным интуитом (N), умеренно выраженным логиком (T) и ярко выраженным рационалом (J). В этом случае пункты описаний экстраверсии и рациональности, с которыми вы согласны, будут преобладать, а с пунктами, касающимися интуиции и логики, вы будете согласны в меньшей степени.

Далее мы рассмотрим, как разные люди принимают решения: логически (T) или этически (F).

Если вы логик ( T ), вы, вероятно:

можете оставаться спокойным, хладнокровным и объективным в ситуациях, которые расстраивают всех остальных;  скорее станете обсуждать вопросы справедливости и истины, чем счастье человечества;  получаете удовольствие, когда что‑либо доказываете; вы способны аргументировать противоположные точки зрения просто для расширения своих интеллектуальных горизонтов;

  • можете оставаться спокойным, хладнокровным и объективным в ситуациях, которые расстраивают всех остальных;
  • скорее станете обсуждать вопросы справедливости и истины, чем счастье человечества;
  • получаете удовольствие, когда что‑либо доказываете; вы способны аргументировать противоположные точки зрения просто для расширения своих интеллектуальных горизонтов;
  • скорее прямолинейны, чем мягкосердечны; если вы с кем‑то не согласны, то скажете ему об этом, а не промолчите, позволив ему думать, что он прав;
  • гордитесь своей объективностью, несмотря на то что некоторые считают вас холодным и жестоким человеком (уж вы‑то знаете, что это неправда!);
  • не напрягаетесь, принимая сложные решения, и не понимаете, почему многие так расстраиваются из‑за того, что не имеет отношения к делу;
  • считаете, что важнее быть правым, чем вызывать симпатию; вам не кажется, что для успешной совместной работы между людьми должны быть хорошие личные отношения;
  • доверяете всему, что логично и научно; вы будете скептически относиться к типоведению, пока не получите достаточно информации о его преимуществах;
  • легче запоминаете цифры и даты, чем лица и имена.

Если вы этик (F), вы, вероятно:

считаете

  • считаете "хорошим решением" такое решение, которое принимает во внимание чувства других людей;
  • чувствуете, что любовь необъяснима и ей невозможно дать чёткое определение; вас оскорбляют попытки других это сделать;
  • готовы прыгнуть выше головы, чтобы помочь окружающим; вы можете сделать почти все, что нужно для чужого блага, даже за счёт вашего собственного комфорта;
  • часто ставите себя на место другого человека; вы - тот человек, который на совещании может спросить: "А как это повлияет на людей, имеющих к этому отношение?";
  • получаете удовольствие, когда оказываете кому‑то желанную услугу, хотя и видите, что некоторые люди этим пользуются;
  • часто задаётесь вопросом: "Неужели никого не волнует, чего я хочу?" - хотя вряд ли скажете это вслух;
  • без колебаний откажетесь от своих слов, если чувствуете, что они кого‑то обидели; из‑за этого вас могут считать безвольным и непостоянным;
  • предпочитаете истине гармонию; вас расстраивают конфликты во время семейных и дружеских встреч, вы стараетесь либо их избежать ("Давайте сменим тему"), либо примирить противников ("Давайте обнимемся и помиримся");
  • часто слышите обвинения в том, что принимаете все слишком близко к сердцу.

Любопытно, что логика и этика - это единственная пара предпочтений, связанная с полом. Около двух третей всех мужчин - логики, примерно столько же женщин - этики. Это не хорошо и не плохо - это совершенно нормально. И ещё один момент: если вы женщина‑логик или мужчина‑этик - это тоже не хорошо и не плохо (хотя порой не очень удобно). Более подробно мы расскажем об этом в следующих главах.

Кому не нравится типоведение?

Некоторые люди по разным причинам упорно не приемлют идеи типоведения и психологию вообще.

  • Интроверты, стремясь оградить себя от постороннего вмешательства, часто не хотят раскрываться. Они могут быть против типоведения, даже если верят в его эффективность - просто из страха быть "разоблачёнными". В итоге они могут стать тайными типоведами и никому не рассказывать о своём увлечении.
  • Сенсорики тяготеют к конкретике, им может претить абстрактно‑теоретическая сторона типоведения. Не видя возможности применить уроки типоведения немедленно и с явным результатом, они бросают их на полпути.
  • Логики вообще скептически относятся к гуманитарной "псевдонауке" психологии. Если им не доказать действенность и надёжность типоведения, они махнут на него рукой: "Очередная сопливая ерунда".
  • Этики, напротив, поначалу бывают недовольны тем, что "типоведение раскладывает людей по полочкам и лишает их индивидуальности". Этики не любят участвовать в том, что может задеть чувства других.
  • Иррационалы, которые любят находить всему альтернативы, могут разочароваться слишком малым, по их мнению, числом типов личности. Они спрашивают: "Почему же типов всего шестнадцать?"

Когда вы продолжите читать наши описания, подумайте, не обсудить ли их с друзьями и коллегами: ведь то, как вы себя воспринимаете, может сильно отличаться от того, как вас воспринимают другие.

А теперь - последняя пара: какой образ жизни предпочитают дисциплинированные и организованные рационалы (J), а какой - легко приспосабливающиеся к изменениям иррационалы (P).

Если вы рационал (J), вы, вероятно:

всегда кого‑то ждёте: почему другие постоянно опаздывают?  знаете, что где должно лежать, и не успокоитесь, пока все не окажется на своих местах;  уверены, что если бы все делали то, что им положено (и когда положено), мир стал бы заметно лучше;  просыпаясь утром, хорошо представляете, что будете делать днём; вы составляете себе расписание и следуете ему, а неожиданные изменения планов могут привести вас в замешательство;

  • всегда кого‑то ждёте: почему другие постоянно опаздывают?
  • знаете, что где должно лежать, и не успокоитесь, пока все не окажется на своих местах;
  • уверены, что если бы все делали то, что им положено (и когда положено), мир стал бы заметно лучше;
  • просыпаясь утром, хорошо представляете, что будете делать днём; вы составляете себе расписание и следуете ему, а неожиданные изменения планов могут привести вас в замешательство;
  • не любите сюрпризов и уведомляете об этом всех окружающих;
  • записываете по пунктам, что вы планируете сделать, и пользуетесь этими списками; если вы сделаете что‑то, чего нет в списке, не исключено, что вы допишете этот пункт в список специально, чтобы его вычеркнуть;
  • испытываете потребность в порядке; у вас есть особая система расположения еды в холодильнике и посуды на сушилке, вешалок в шкафах и картин на стенах;
  • иногда слышите несправедливые обвинения в агрессии - после того, как вы всего лишь высказали своё мнение;
  • любите доделывать все до конца и только потом откладывать в сторону, даже если знаете, что вам все равно придётся все переделывать заново.

Если вы иррационал ( P ), вы, вероятно:

легко отвлекаетесь; вы можете

  • легко отвлекаетесь; вы можете "потеряться" между дверью дома и машиной, припаркованной во дворе;
  • любите исследовать неизвестное, даже если это всего лишь новый путь от работы до дома;
  • не планируете работу заранее, предпочитая подождать и посмотреть, что будет действительно нужно сделать; вас обвиняют в неорганизованности, но вы‑то лучше знаете;
  • рассчитываете на "второе дыхание" в последние минуты перед сроком сдачи работы; вам обычно удаётся успеть в срок, хотя в процессе вы перевернёте вверх дном все вокруг;
  • не верите, что "аккуратность превыше всего", хотя теоретически вы не против порядка; но главное - это творческий подход, спонтанность и быстрая реакция;
  • превращаете работу в игру; если работа не доставляет удовольствия, то зачем её вообще выполнять?
  • часто меняете тему разговора; вас может внезапно заинтересовать случайно пришедшая в голову мысль или человек, который только что вошёл в комнату;
  • не любите, когда у вас связаны руки; вы всегда лучше себя чувствуете, когда у вас есть выбор;
  • иногда из‑за вас многие вещи теряют определённость, но не всегда - это зависит от ситуации.

Подсчитайте "экстравертные" и "интровертные" пункты, с которыми вы согласны. Каких получилось больше? Если первых, то напишите букву "E" в первой строке снизу; если вторых, то напишите букву "I". Проделайте то же самое с оставшимися тремя парами предпочтений.

E или I: ___________

S или N: ___________

T или F: ___________

J или P: ___________

Не нужно высекать эти буквы на камне и даже писать их чернилами. Вы можете проверить результат, прочитав описание вашего четырехбуквенного типа личности в следующих статьях. Читая последующие статьи и оттачивая ваше типоведческое мастерство, вы можете обнаружить, что стираете какую‑то из этих букв и вписываете вместо неё другую, потому что теперь вы больше знаете о различных проявлениях восьми предпочтений и лучше понимаете, какие из них свойственны вам - и как наиболее эффективно использовать их с помощью типоведения.

Статья для сайта RUmed4u.ru подготовлена

Просмотров: 1440

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Советуем почитать по теме «Самопознание, саморазвитие»


Лучшие авторы сайта RUmed4u.ru



Комментарии к статье «Определи свой психотип»:

Есть что сказать? Поделитесь!




Обратная связь

Пожалуйста, включите контактную информацию, если вы хотите получить ответ.

Отправить