Психология на каждый день

Психологическая помощь



Хотите получать информацию о новых статьях? Введите адрес электронной почты:





Что такое хороший тон в атомном веке

Дата добавления: 2013-11-10

Хороший тон - основа искусства жить

Мы живем в атомном веке. Природа открывает нам последние секреты, и уже давно общество, основанное на традициях, уступило место новым структурам. Стоит ли в таких условиях заниматься проблемами хорошего тона?

Люди иногда задумываются, отвечают ли сегодняшнему дню старые правила, тирания этикета? Не обломки ли установленного нашими предками порядка качаются на смывших его волнах времени? Если это так, то они явно не способны править миром, лицо которого постоянно меняется. Но, может быть, они все-таки еще живы и принадлежат к тем ценностям человеческой этики, без которых мы не можем взбираться по ступенькам нашей судьбы.

Принять первую из этих гипотез - значит умышленно забыть о том, что правила хорошего тона, развиваясь и проходя через множество разновидностей, всегда сопровождали нас и что только они смогли помешать гомо сапиенсу вернуться ко временам варварства, к доисторической анархии. Все меняется?

Посмотрим? Разве мы не собираемся за столом для общих трапез? Разве мы не рассматриваем семью и в наше время как ячейку общества, уважение к собственности - как неизменную при всех обстоятельствах истину, законы государства - как категорический императив? Разве мы - пусть даже в самой малой степени - отказались от стремлений и надежд, отказались думать, просвещаться, бояться, молиться?

Мы не имеем права считать отжившими или устаревшими традиции, еще не ставшие историей, потому что об этом пока рано судить. "Нет ничего нового под солнцем" - старая истина, но неоспоримая для того, кто хочет увидеть за случайностью сущность, отголоском которой эта случайность является.

И даже если в наши дни иные думают (а порой и высказывают) обратное, мы по-прежнему верим: вежливость далеко не бесполезна и эту драгоценность необходимо хранить. Конечно, формы могут меняться, проверяться разумом. Но мы не можем и не должны забывать, до какой степени эта самая вежливость стала частью нашей человечности, нашей радости жизни, не можем и не должны забывать, как она помогает сделать приемлемым (а часто и приятным) общество, в котором мы живем.

Вежливость идет только от сердца

Хороший тон - это не произвольная надстройка к нашим социальным структурам, его корни лежат в глубоком чувстве, в лишенной всяких противоречий гармонии между поведением и этикой, между манерами и моралью. Конфуций заметил: добродетель сама по себе - ничто, если она не порождена вежливостью, то есть не идет от самого сердца.

Хороший тон - это не произвольная надстройка к нашим социальным структурам, его корни лежат в глубоком чувстве, в лишенной всяких противоречий гармонии между поведением и этикой, между манерами и моралью. Конфуций заметил: добродетель сама по себе - ничто, если она не порождена вежливостью, то есть не идет от самого сердца.

Потому что именно в сердце - источник естественной учтивости. Позднейшие правила могут только дать определения и систематизировать эту природную вежливость. Простое осознание того, что каждый из нас - единственное в своем роде и незаменимое существо, выражается в хотя бы минимальном уважении к себе самому. И если однажды ты почувствуешь это уважение к себе, как не захотеть самоусовершенствоваться, как не поддаться искушению развить все дары, которыми нас наделила природа во множестве форм и оттенков? И двигаясь по этому пути, как отказаться от того, чтобы распространить это уважение на других, ведь только это делает возможной нашу общественную жизнь?

"Человек человеку волк". Этот тезис слишком часто получал признание как в истории, так и в жизни отдельных людей. Нельзя позволять ему восторжествовать! И только культура (хороший тон - высшее ее проявление!) способна помочь заменить пагубный девиз "все против всех" непреложной истиной: "Объединимся, и все пойдет лучше"!

Впрочем, не одно только умение вести себя в обществе направлено к этой цели - у него есть союзник в лице государственных законов, достаточно могущественных для того, чтобы их не нарушали безнаказанно. Но хороший тон идет дальше этих законов. Он дополняет и уточняет их. Он часто запрещает что-то, что терпит закон, но невозможно себе представить нечто, что закон запрещает, а хороший тон дозволяет.

Чтобы заставить уважать свои законы, государство применяет власть. Хороший тон в этом не нуждается. И его предписания, в которых соединяются такт и доброта, становятся от этого только более эффективными. Потому что хороший тон держится не на страхе наказания. Его настоящая основа - уверенность в том, что нравиться другим хорошо, потому что мы любим, чтобы другие нравились нам. Воспитывая в себе умение вести себя среди людей, мы воспитываем собственное достоинство, и именно чувство собственного достоинства никогда не позволит хорошо воспитанному человеку каким бы то ни было способом воспользоваться своим превосходством, чтобы обидеть слабого, как не позволяет бросать нескромные взоры в окна соседа. Хороший тон - это отказ от принципа "удобный случай воров плодит": удобным случаем нарушить правила этикета воспользуется лишь тот, кто захочет (или вообще полагает для себя возможным) поддаться искушению. Тому же, кто понимает, что быть хорошо воспитанным означает уважать других, потому что он уважает себя самого, не свойственна подобная слабость.

Тот, кто проникнется этим духом, поймет глубокий смысл надписи на фронтоне Нью-колледжа в Оксфорде: "Манеры делают человека".

Нет, хороший тон - это не бесполезный набор бессмысленных правил, даже если позабавиться игрой Монтеня и попытаться классифицировать его формы по векам и странам. Хороший тон - достояние человека, точно знающего свое место: он так же далек от пошлой угодливости, как от убийственной бесцеремонности эгоиста.

Правила, которым тысячи лет...

С тех пор как существуют человеческие сообщества, их устройство пронизано правилами поведения. Во все времена пища и одежда, отношения двух полов и отношения между низшими и высшими по положению, средства сообщения, прием чужаков были строго регламентированы. Нарушить эти правила в силу самого факта означало исключить себя из своей социальной группы. Во все времена и во всех этнических группах вежливость и учтивость служили общим интересам. Даже в тех случаях, когда обычаи различались да и теперь не всегда совпадают: так, черный цвет вовсе не повсеместно означает траур, рукопожатие не во всех странах - знак расположения, равно как и скромность не всегда и не везде была привилегией лишь благовоспитанных особ.

Впрочем, известно: для того, чтобы какой-то обычай вошел в систему правил хорошего тона, он прежде должен выдержать проверку временем. И происхождение самого слова "этикет", обозначающего установленный порядок поведения, в этом смысле весьма типично. Как ни странно покажется, слово "этикет" возникло... из запрещения ходить по газонам! Главный садовник Людовика XIV поместил на свежезасеянных лужайках молодого Версальского парка призывы не топтать их. Поскольку этими призывами часто пренебрегали дворяне - фрондеры и просто невнимательные люди, - садовник обратился к его величеству с просьбой издать специальный указ, напоминающий о том, что "не следует пренебрегать надписями". И вот таким образом слово вошло в жизнь, обозначив поведение, соответствующее установленному порядку.

Это пример того, как значение слова теряет связь со своим происхождением. Можно привести немало примеров, когда причины, породившие то или иное правило, тот или иной обычай, давно не существуют. Так, скажем, кто, снимая шляпу в знак приветствия, помнит о том, что идет этот жест от рыцарского обычая поднимать забрало, открывая лицо?

Статья для сайта RUmed4u.ru подготовлена admin

Просмотров: 1103

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Советуем почитать по теме «Азбука быта»


Лучшие авторы сайта RUmed4u.ru



Комментарии к статье «Что такое хороший тон в атомном веке»:

Есть что сказать? Поделитесь!




Обратная связь

Пожалуйста, включите контактную информацию, если вы хотите получить ответ.

Отправить